На нашем сайте есть раздел для любителей уникального и чистого звука - Ламповая звукотехника Эта тема в свою очередь призвана помочь конструкторам в выборе дизайна и конструктивных решений при сборке ламповых усилителей. Ламповый усилитель пусть даже и несложного уровня прозвучит гораздо более насыщенно, чем такого же уровня «каменный» усилитель, т.е. транзисторный. Этому есть логичное объяснение. Лампа – это элемент с необычными свойствами. Лампа очень линейна и широкополосна. Лампа может работать без обратной связи и вспомогательной коррекции, в отличии от полупроводников.
«Ламповый звук» — возникший термин в начале 70-х годов среди любителей звукозаписи и электромузыкальных инструментов, обозначающий характерную тембральную окраску звука, воспроизводимого аудиосистемой, содержащей усилительный тракт, выполненный на электронных лампах, а также саму ламповую звукотехническую аппаратуру.
Появление термина связано с началом распространения транзисторных усилителей. Спектр сигнала транзисторных усилителей первых поколений был богат нечётными гармониками. У ещё распространённых в указанные годы усилителей на радиолампах наблюдался иной эффект — в спектре их сигнала содержится небольшое количество гармоник (доминируют вторая, третья и четвёртая), из-за чего наблюдается более «мягкий» звук, или как его часто называют — «тёплый», «ламповый».
Ряд авторов причиной «транзисторного» звука считают не сам транзистор, а отрицательную обратную связь, которая характерна для схемотехники транзисторных усилителей. Этот аргумент весьма спорный, так как значительная часть ламповых усилителей (а промышленного изготовления — почти все) также имеет ООС, причем у промышленных ламповых усилителей последних поколений глубина ООС была даже выше, чем у транзисторных усилителей тех же лет.
Все — таки меломаны с опаской продолжают относиться к ламповым усилителям. Вероятно, этому способствуют мифы, которые появились вокруг них. Попробуем их развеять:
Миф 1. Лампы – это не современно. Если учитывать такое мнение, то самые лучшие усилители должны быть собраны на полупроводниках, а самые «продвинутые» вообще на процессорах. Прогресс в аудио за редким исключением идет в сторону удешевления функциональности, а не улучшением звука. Не лгите самим себе!
Миф 2 Лампы – это не надежно. Ерунда! Мы ведь имеем дело не с советским телевизором старого образца шестидесятых годов, а с качественной и не дорогой аппаратурой, где позаботились о хороших соединениях. Лампа проходит тщательный отбор и имеет ресурс десять-пятнадцать тысяч часов, а при использовании без фанатизма практически вечно.
Миф 3 Лампы красят звук. Безусловно, у лампы есть свой уникальный голос, и разработчик при производстве усилителя должен обладать огромными знаниями и опытом. Например, американская фирма «Керри аудио дизайн» при составлении своего лампового усилителя может отобрать из ста закупленных компонентов только пять, остальные забраковать потому что эти компоненты не соответствуют их представлению о хорошем звуке. В качественном «усилке» особой окраски не услышите, а после получасового прослушивания совсем про нее забудете.
Миф 4 У ламповых усилителей не хватает басов. Это было давно, когда производители решили экономить на трансформаторах выхода звука. В наше время в технике используется высококачественное железо и технологии намотки, которые могут дать диапазон частот от нескольких герц до сотен килогерц.
для создания более "волшебного" вида самих ламп их часто заключают в колбы из прозрачного стекла, акрила или орг-стекла с низу колбу можно подсветить отличным от цвета лампы фоном не естественным для ламп (зеленый,синий и др.)
Если у вас не нашлось колб или материала чтобы их изготовить можно устроить фоновую подсветку через декоративные прорези в корпусе вокруг цоколя электро лампы, и разместив светодиоды нужного цвета внутри корпуса. Не плохой идеей является установка трехцветных светодиодов, в этом случае вы сможете сменить фон если он устоялся или надоел.
Если речь идет о действительно качественном звуке, то преимущества ламповых усилителей над транзисторными вполне очевидны. Даже компания Thanko специально для эстетов выпустила собственную разработку оригинального аксессуара для поклонников плееров iPod. Это вакуумный электроламповый усилитель с LED подсветкой iBlueTube. Выходная мощность усилителя 12 Вт на канал, частотный диапазон работы 20 Гц-30 kГц. Подключение плеера проводится через док, причем имеется пять дополнительных адаптеров. Приятная особенность – идущий в комплекте пульт ДУ для управления основными функциями плеера. На задней панели устройства находятся S-video, RCA, USB разъемы, что позволяет передавать данные на ПК и подключать дополнительные устройства. Питание осуществляется от АС адаптера, подзарядка штатных батарей плеера поддерживается
Одной из главных вопросов при сборке ламповых усилителей по классическим схемам является проблема - куда спрятать трансформаторы ? Один из ответов нам дает работа студентов Краковского университета искусств. Дизайнерский стальной ламповый усилитель. трансформаторы питания и звуковые трансформаторы спрятаны в массивных ножках этого девайса.
еще одним вариантом "как спрятать трансформаторы" так сказать на скорую руку и без затрат на материал - это разместить их сверху и заключить в красиво оформленные консервные банки . Кстати подобные меры полезно и для качества звука, так как банки являются экраном .
Основой этого лампового усилителя, является дюралевая пластина 200х160 мм толщиной 4 мм, на которой крепятся детали и лампы. Затем вся конструкция красится в белый цвет (автору надоели чёрные коробки) и по углам прикручиваются стойки из полированного дюраля Д95.
Отличной и простой идеей является фоновая подсветка электронных ламп в усилителе через отверстие в центре гнезда ( у которых есть там отверстие ) Остается лишь подобрать светодиод по диаметру отверстия, запитать светодиод удобно от накала. толстое стекло у основания лампы отлично рассеивает свет. Но подходит этот способ лишь для ламп со стеклянным основанием